Что такое калибровка тахографа и для чего она необходима?
Калибровка – это процесс измерения характеристических параметров транспортного средства и настройка тахографа на измеренные величины. Калибровка включает в себя так же определение соответствия параметров настройки, установки, пломбировки и маркировки контрольного устройства (тахографа) требованиям в области тахографического контроля. Калибровка необходима для поддержания исправного состояния и правильной работы тахографа, а так же для достоверного определения всех параметров движения транспортного средства и работы водителей, и последующей записи полученных параметров в память.
Процедура калибровки обязательная, и должна проводиться в полном объеме специалистами аккредитованной Министерством транспорта РФ мастерской, имеющей соответствующий присвоенный уникальный номер/клеймо.
Процесс измерения характеристических коэффициентов при калибровке преставляет собой контрольные проезды ровного прямого участка дороги фиксированной длиной от 20 м (или проезд на специализированном поверенном динамическом стенде) и измерение количества полученных на этом участке от датчика скорости импульсов, после чего высчитывается в соответствии с полученными данными характеристичекий коэффициент для этого транспортного средства.
ВНИМАНИЕ! Наличие подключения тахографа к датчику скорости и проведение калибровки обязательно! Установка определения скорости только по данным, получаемым со спутников ГЛОНАСС без получения импульсов с датчика скорости, недопустимо!
Калибровка контрольного устройства должна быть проведена при наступлении любого из ниже перечисленных событий:
1) Первоначальная установка после получения регистрационного номера (для цифровых тахографов);
2) После установки тахографа в другом транспортном средстве;
3) При изменение регистрационного номера транспортного средства (для цифровых тахографов);
4) После ремонта тахографа, кабельного соединения и датчика;
5) При отсутствии пломб и бирок;
6) После изменения значения характеристического коэффициента транспортного средства;
7) После изменение значения эффективной длины окружности ведущих колес транспортного средства (значительный износ шин) или после замены шин;
8) Если время UTC спешит или отстает на 20 минут и более;
9) После прохождения 2 лет (24 месяца) с момента прошлого осмотра и калибровки (для тахографов, соответствующих требованиям Приказа Минтранса РФ № 36, межпроверочный интервал сооставляет 3 года (36 месяцев)).
Калибровка тахографов осуществляется в два этапа: стендовая и дорожная проверка.
1. Стендовая проверка
Операции проверки подразделяются на визуальные и функциональные.
1.1. Визуальная проверка или осмотр позволяет убедиться в легальности использования контрольного устройства на транспортном средстве и подразделяется на следующие операции:
Проверка соответствия внешних условий для возможности дальнейшего проведения настройки контрольного устройства (в случае совместного выполнения операций по проверке и настройке);
Проверка наличия и целостности таблички с нанесенным знаком официального утверждения типа устройства;
Проверка наличия и целостности таблички изготовителя устройства на каждом отдельном компоненте контрольного устройства с указанием данных: название и адрес изготовителя устройства, номер, присвоенный изготовителем, год изготовления устройства, серийный номер устройства;
Проверка наличия и целостности таблички мастерской с данными по настройке контрольного устройства и данными о мастерской, производившей эту настройку (за исключением установки и первичной настройки контрольного устройства);
Проверка наличия и целостности пломб на контрольном устройстве, препятствующих вскрытию корпуса;
Проверка целостности корпуса датчика движения и контрольного устройства, соединительных кабелей и разъемов в пределах визуального доступа.
1.2. Функциональная проверка позволяет убедиться в правильности функционирования контрольного устройства и подразделяется на ряд операций:
Считывание и перенос данных из памяти контрольного устройства в архив мастерской;
Определение погрешностей измерения скорости, времени и пройденного пути;
Определение соответствия допустимой погрешности между заявленной и измеренной эффективной длиной окружности ведущих колес транспортного средства;
Проверка правильности переключения режимов труда и отдыха водителей;
Занесение данных о результатах проведенной проверки в отчетную документацию мастерской.
Проверка может проводиться мастерской в качестве самостоятельной процедуры по требованию заказчика либо в составе процедур настройки контрольного устройства.
2. Дорожная проверка
Дорожная проверка включает в себя процедуру технического осмотра транспортного средства.
Технический осмотр транспортных средств проводят только при наличии действующего сертификата о прохождении техосмотра.
В ходе технического осмотра необходимо убедиться, что соблюдаются все условия для определения характеристического коэффициента транспортного средства, а именно:
для оценки технического состояния транспортного средства проводят осмотр коробки переключения передач, датчика импульсов, при необходимости проводят их техническое обслуживание;
давление в шинах измеряют с помощью шинного манометра (измеренные значения в шинах должны соответствовать требованиям изготовителя);
проверить на шинах отсутствие трещин, повреждений и местных отслоений протектора, высота рисунка протектора шин для грузовых автомобилей должна быть не менее 1,0 мм (измерение глубины протектора шин осуществляется глубиномером штангенциркуля в случае явного износа протектора шин).
В случае наличия трещин либо повреждений шин, а также несоответствия рисунка протектора и давления в шинах установленным требованиям, необходимо провести их техническое обслуживание.
Далее проводятся следующие операции:
Определение и запись в память контрольного устройства постоянной контрольного устройства (k), соответствующей измеренному характеристическому коэффициенту транспортного средства (w);
Корректировка текущего времени UTC и установка при необходимости поправки на местное время;
Обновление или подтверждение других параметров, заложенных в контрольном устройстве: идентификация транспортного средства, показатели w и l, размер шин и регулировка устройства ограничения скорости;
Определение погрешностей измерения скорости, времени и пройденного пути;
Запись результатов произведенной калибровки в контрольное устройство (тахограф);
Пломбировка всех соединений, датчика движения и контрольного устройства.
После завершения настройки установленного контрольного устройства на него или на иное место ТС, должна устанавливаться четко видимая и легко доступная специальная пломбировочная (защищенная от внесения изменений) табличка с параметрами настройки. После каждой настройки, проведенной авторизованным мастером, на месте прежней таблички устанавливается новая.
На табличке должны содержаться, как минимум, следующие данные:
- название, адрес и/или фирменный знак мастера или мастерской (который содержит название и адрес);
- характеристический коэффициент транспортного средства в форме "w = ХХХХ imp/km"… ("w = ХХХХ имп./км");
- постоянная контрольного устройства в форме "k = ХХХХ imp/km" ("k = ХХХХ имп./км");
- эффективная окружность шин ведущих колес в форме "l = ХХХХ mm" ("l = ХХХХ мм");
- дата проведения калировки;
- идентификационный номер транспортного средства.
Указанные выше пломбы могут быть сняты:
В случае аварийной ситуации;
В целях установки, регулировки или ремонта устройства ограничения скорости или любого иного устройства обеспечения безопасности дорожного движения, при условии, что контрольное устройство продолжает функционировать надежно и правильно и пломбируется авторизованным мастером или мастерской сразу же после установки устройства ограничения скорости или любого иного устройства обеспечения безопасности дорожного движения или в течение семи дней в других случаях.
!!! Каждый случай нарушения этих пломб должен быть предметом письменного уведомления с указанием причин, по которым были произведены такие действия. В случае обнаружения мастером факта нарушения пломб, мастер заполняет форму и передает один экземпляр владельцу ТС, один оставляет в мастерской.