Тахограф, так же как и спидометр, отображает на своем дисплее значение скорости движения и общий пробег транспортного средства. Не во всех случаях данные на обоихкомпонентах транспортного средства идентичны. При проверке инспектором ГИБДД транспортного средства большое расхождение в показаниях может вызвать предположение, что либо какой-то из приборов неисправен, либо есть место манипуляциям со стороны водителя, связанное с отключением тахографа, "подкруткой" пройденного пути и т.п.
Объясняется это тем, что каждое устройство производит расчет пройденного расстояния и скорости движения самостоятельно. И спидометр, и тахограф имеют погрешность измерений, номинальная величина которой для каждого прибора составляет 1% (точное значение погрешности можно посмотреть в технической документации на приборы). Соответственно, общая погрешность показаний между этими двумя приборами - это сумма допустимых погрешностей. Разница между показаниями пройденного расстояния от момента калибровки считается нормальным, если не превышает 2%. Никакими нормативно-правовыми актами не предписано четкое соблюдение условия полного совпадения показаний пройденного пути на спидометре и на тахографе. Тем не менее, существуют методы, когда можно уменьшить такую погрешность, либо убрать совсем. На транспортных средствах, имеющих механический привод спидометра (тросик), для уменьшения стоимости установки тахографа иногда практикуется установка проходного датчика скорости, что позволяет получить данные о скорости и движении в виде импульсов для тахографа, и оставить неизменным штатный спидометр. Не редко встречаются и варианты, когда автопроизводители уже подготовили кабели с разъемами для подключения тахографа, в которых сигнал с датчика скорости параллельно подается и на спидометр, и на тахограф. Такое подключение так же иногда практикуется мастерскими на транспортных средствах, находящихся на гарантийном обслуживании, чтобы свести к минимуму внесение изменений в конструкцию автомобиля. В этих случаях погрешность может быть большой ввиду того, что спидометр имеет заводские настройки, расчитанные на штатные заводские размеры и модель колес, а тахограф калибруется с определенной периодичностью мастерской непосредственно при движении на калибровочном участке в реальных условиях, и характеристический коэффициент спидометра может не совпадать с измеренным при калибровке характеристическим коэффициентом, полученном и выставленном на тахографе. Показания тахографа являются при этом достоверными, так как тахограф проходит периодическую калибровку. Уменьшить погрешность показаний между спидометром и тахографом в этом случае практически невозможно, разве что подбирая размер колес и степень их накачанности, учитывая так же требования о номинальном (рекомендуемом производителем) давлении шин. Согласно документации производителей тахографов подключение к датчику скорости компонентов транспортного средства производится следующим образом: датчик скорости подключается непосредственно на "вход" тахографа, а спидометр подключается на "выход" данных о скорости тахографа". В этом случае тахограф калибруется и производит точный расчет пройденного расстояния и скорости движения, а после передает обработанные данные на спидометр. Такое подключение гарантирует минимальную погрешность показаний между спидометром и тахографом. Следует заметить, что при данном подключении не имеет значение тип используемого импульсного датчика и тип используемого спидометра, так как при проведении процедуры калибровки производится измерение характеристического коэффициента (количество импульсов с датчика скорости на один километр пути) тахографа, а так же измерение коэффициента спидометра и программирование полученных данных в тахографе. Третий вариант установки тахографа, при котором погрешность показаний скорости и пройденного расстояния между спидометром и тахографом равна нулю, требует замены штатного спидометра на CAN-спидометр. В этом случае спидометр является обычным приемником, который в цифровом виде транслирует показания тахографа. Т.е. всё то, что высчитывается и показывается на дисплее тахографа, транслируется в неизменном виде на экране и стрелке спидометра. CAN-спидометры бывают в двух основных исполнениях: с посадочным местом диаметром 100 мм, и с посадочным местом 140 мм. Есть реже востребованные варианты импортного производства различного исполнения (встраиваемые под панель, устанавливаемые в виде дополнительного устройства на приборную панель, и т.д.). |